3. РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ

В ХII и ХIII веках русские монеты исчезли из обращения. Киевская Русь распалась на отдельные княжества, и чеканка единой для всех монеты прекратилась. Историки называют это время безмонетным периодом.

Деньгами стали служить слитки серебра - гривны. Весили они 170 - 200 г и были прямоугольной или шестиугольной формы. Покупательная способность гривны была очень высока. За одну гривну давали 200 беличьих шкурок.

Солидная гривна не всегда оказывалась удобной для расчетов при небольших торговых операциях. Нужна была более мелкая "монета", и гривны стали рубить пополам. Так появились на свет "рубли".

В 1534 г. во время правления Елены Глинской - матери Ивана Грозного - была создана единая для всего русского государства денежная система. На мелкой серебряной монете изображали всадника с мечом - монеты получили название мечевых. На деньгах покрупнее, чеканили всадника, вооруженного копьем. Такие монеты стали называть копейными - отсюда и произошло слово "копейка".

Старинные серебряные копейки весьма условно можно назвать круглыми. Почему они все неровной формы и непохожи одна на другую? Это становится ясным, если познакомиться со способом производства старинных монет. Первыми монетными мастерскими были кузницы. Одной рукой кузнец щипцами брал кусочек остывающего серебра, другой рукой ударял по нему чеканом - специальным молотком, на котором вырезан рисунок или надпись. От удара рисунок отпечатывался на мягком серебре. Естественно, монеты получались не одинаковой формы.

При Петре I, начался выпуск золотой монеты.

В 18 в. наиболее распространенной золотой монетой был червонец.

Чтобы пополнить казну, в 1656 г, Алексей Михайлович просто повелел изъять из обращения все серебряные монеты, а вместо них начеканить монеты того же номинала, но из меди. Это означало, что монеты общей стоимостью 100 руб. можно было изготовить из медного слитка, стоившего всего 2 руб. Такой поступок вызвал возмущение граждан и привел к появлению в стране двух видов денег: те серебряные рубли, которые удалось сохранить, стали самым желанным средством обращения, и за них можно было купить абсолютно все - в отличие от медных рублей, которые никто принимать не хотел. Следствием такого развала денежной системы немедленно стали разрушение торговли и рост цен.

Кончился же денежный эксперимент царя Алексея Михайловича восстанием в Москве 4 августа 1662 г. Это восстание, вошедшее в историю под названием "Медного бунта", жестоко подавили - более 1 тыс. человек было убито, повешено, потоплено в Москве-реке, но тем не менее через год обесцененные медные деньги в России были изъяты из обращения.

Первые русские бумажные деньги появились в 1769 г. при Екатерине I. Они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов.

Первая эмиссия включала 10 000 ассигнаций достоинством в 25 руб., 5000 по 50, 3333 по 75 и 2500 по 100 руб. Конторы и коллегии получили право употреблять их "в расход наравне с деньгами, только с тем предписанием, чтоб в платеже ассигнации не составляли более четвертой части платежа, разве именно кто просить будет, чтоб оных получить больше". Как видно, российские финансисты на первых порах осторожничали.

Бумагу для новых денег изготавливала Красносельская фабрика под наблюдением командированных из Питера экзекуторов. Для защиты ассигнаций от подделки служили, во-первых, водяные знаки, во-вторых, подлинные подписи должностных лиц и, в-третьих, рельефные тисненые изображения, помещенные внутри двух вертикальных овалов в центре банкноты. Теперь такой способ тиснения принято называть конгревным - по фамилии англичанина Уильяма Конгрева, который по традиции считается его создателем, хотя и родился спустя три года после того, как приписанное ему нововведение начали применять в России.

У населения бумажные деньги на первых порах пользовались большой популярностью: по свидетельству современника, их принимали даже охотнее, чем серебро и медь. Действительно, преимущества "бумажек", особенно при переводах и транспортировке, неоспоримы.

Российские банкноты 20-го века

К началу 20в. технология печатания денег переживала расцвет. Бумажные деньги эпохи последнего российского самодержца органично сочетают элементы модерна - сплетение плавных волнистых линий, изысканный растительный орнамент, отсутствие правильных геометрических фигур - и неоклассические мотивы: силуэт античного воина, вазу и рог изобилия, женский образ.

"Николаевский" рубль отличался виртуозной сложностью исполнения: изображения на нем нередко превосходили по утонченности даже рисунки и гравюры лучших художников разных эпох. Дело здесь, конечно, не только в технологических ухищрениях. На рубеже XIX и XX вв., Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг (нынешняя фабрика Гознак) привлекла к сотрудничеству знаменитых живописцев и граверов: Я. Рейхеля, А. Зауэрвейда, Ф.Лундина.Ксидиаса.

В итоге многолетних творческих поисков был найден образ "русской валюты" с преобладанием не виртуозно-технического, а эстетического начала. Художественное совершенство не только свидетельствовало о высоком престиже рубля, но и служило ему лучшей защитой. Ведь точно воспроизвести индивидуальную манеру автора портретов Екатерины II и Петра Великого на 100- и 500-рублевых банкнотах не смог бы даже самый виртуозный мастер! Мнения всех специалистов сходятся на том, что 100- и 500-рублевые купюры начала XX века относятся к лучшим достижениям в истории валют.

Короткий промежуток времени между двумя революциями оставил заметный след в истории рубля. Крушение монархии потребовало новой символики. С двуглавого орла "слетела" корона, а рядом с ним возникло изображение полуобнаженной женщины - традиционный для европейского искусства символ свободы. Да и в целом рубль стал соответствовать общеевропейскому шаблону. Ярко выраженные национальные мотивы исчезли, зато впервые в новейшей европейской истории появилась свастика - чужеродный для России символ благоденствия и процветания.

После реформ 1922-1923 гг. на советском рубле впервые появились изображения фигур - автором их стал скульптор И. Шадр.

После войны идеологический канон изменился. На новых купюрах крупных номиналов изображался один и тот же "советский человек" - Владимир Ильич, с которым соседствовало изображение Московского Кремля. И что поразительно - по стилю денежная серия 1947 г. воспроизводила поздние ассигнации Российской империи. Особенно явственно было сходство 5-рублевок с банкнотами 1909 - 1912 гг. того же достоинства по формату, цвету, рисунку шрифтов и композиции. А 50-рублевая купюра 1947 г. в целом повторяла знаменитые "николаевские" 100 и 500 рублей.  

 

Новшества, внесенные в дизайн советских денег реформой 1961 г., логически завершают канонизацию идеи незыблемости и величия Советского Союза. Ленин на банкнотах лишился черт "самого человечного человека" и превратился в икону: теперь его изображали в профиль, с медальным лицом и недвижным взором, устремленным "в будущее".

И, наконец, последние страницы нашей истории: крах коммунизма, распад СССР и калейдоскоп экономических и прочих реформ. Лавинообразный выпуск новых дензнаков - сначала советских, затем российских - все более крупного номинала. Наспех сработанные в условиях нараставшей инфляции, они столь же быстро исчезли.

Нынешние дензнаки России:

Изготовление современных бумажных денег

Для изготовления банкнот используют бумагу, содержащую большое количество хлопковых и льняных волокон. В последнее время в банкнотную бумагу стали добавлять и особые защитные синтетические волокна. Для придания механической прочности в нее вносят специальные проклеивающие вещества, ведь купюра должна выдерживать не менее 2,5 тысячи двойных перегибов. Для повышения белизны добавляют исключающие флуоресценцию отбеливатели. Чтобы на купюре лучше держалась краска, в состав бумаги вводят наполнители-фиксаторы. Их использование, кроме всего прочего, придает изображению на купюре светопрочность.

И все же самое основное защитное свойство банкнотной бумаги - это отсутствие свечения под воздействием ультрафиолетового излучения. Если же бумага светится в УФ-лучах, то это может говорить либо о подделке, либо о том, что на настоящую купюру было оказано химическое воздействие. Заметим, что для того, чтобы купюра начала "светиться", ее достаточно просто выстирать в стиральном порошке.

Наиболее известный широкой публике метод защиты купюр - водяные знаки. Таким способом защищают все без исключения бумажные деньги, ценные и гербовые бумаги, многие документы, например паспорта.

Название этого способа защиты банкнот не имеет ничего общего с тем, как водяные знаки получают. Их формируют в процессе изготовления бумаги на бумагоделательной машине. Для этого по заранее изготовленному и утвержденному рисунку изготавливают штамп, с помощью которого на тонкой металлической сетке выдавливают выпуклые и углубленные изображения. Сетку устанавливают на барабанный фильтр. Во время фильтрации на возвышенных местах сетки задерживается меньше исходной бумажной массы, а в углублениях больше. Затем полученную массу снимают с барабана, подсушивают и прессуют. Под валками пресса участки с большим количеством бумажной массы сдавливаются больше, становятся более плотными и, соответственно, менее прозрачными. Кроме того, поверхность этих участков приобретает глянец.

Водяные знаки могут непрерывно повторяться по всей поверхности банкноты или быть локальными, то есть расположенными в каком-то определенном месте. Водяной знак может быть двухтоновым - иметь только темные или только светлые элементы на бумажном поле и трехтоновым, имеющим и темные, и светлые элементы.

Когда стало ясно, что одними водяными знаками надежно защитить банкноты не удается, в бумагу стали вводить узенькие (1-2 мм) полимерные полоски, так называемые защитные нити. Их делают блестящими металлизированными, прозрачными или непрозрачными, флюоресцирующими под воздействием ультрафио летового излучения и даже магнитными.

Полоски могут быть скрыты в массе бумаги, а могут быть расположены частично в массе, а частично на поверхности банкноты, тогда их называют ныряющими. Ныряющие нити в большинстве случаев имеют металлизированное покрытие. Часто на защитных нитях печатают микротекст.

Подлинные защитные нити образуют на банкноте небольшое, но ощутимое утолщение.

Чтобы осложнить жизнь поддельщикам, в состав банкнотной бумаги вводят так называемые конфетти и защитные волокна. Их имитируют обычно подрисовкой или надпечаткой. Такую подделку легко определить при помощи сильной лупы и препарировальной иглы. Иногда в состав бумаги вводят частицы ферромагнети ка, их можно обнаружить при наблюдении в магнитоскоп.

Для печати банкнот используют специальные краски, которые обладают сразу несколькими уникальными свойствами. Они не выцветают, имеют очень высокую стойкость к истиранию, не изменяются при намокании, и даже после стирки забытая в кармане купюра остается вполне узнаваемой. Сейчас при печати банкнот используют краски, способные светиться под действием ультрафиолетового излучения. Флюоресцент ными красками печатают фрагменты рисунков, узоры, серийные номера и т. д., при этом в видимом спектре эти краски могут иметь цвет, то есть быть видимыми, а могут цвета и не иметь, тогда изображение проявится только при соответствующем освещении ультрафиолетовой лампой.

В современных банкнотах используют краски, визуально воспринимаемые как краски одного цвета, но имеющие различную отражающую способность в инфракрасной области спектра. Такой эффект носит название ИК-метамерности красок. Если рисунок выполнен двумя одинаковыми по цвету, но разными по свойствам красками, то в инфракрасной области спектра видна будет только та часть рисунка, которая выполнена краской, отражающей ИК-лучи. Такими красками защищены российские купюры и деньги всех европейских стран. До некоторого времени эту защиту игнорировали в США, но уже "новые" 20-долларовые купюры ее имеют. К 2002 году все купюры, выпускаемые в Америке, будут метить ИК-метамерными красками.

Для обнаружения фрагментов, видимых в инфракрасном свете, существуют специальные приборы. Имитаций подобного эффекта на поддельных банкнотах не обнаружено. На сегодняшний день это единственный способ защиты, пока еще не освоенный фальшивомонетчиками.

Другой вид защиты банкнот - использован ие оптически изменяющихся красок. Цвет таких красок зависит от того, под каким углом на них смотреть. Например, на отечественной пятисотрублевке значок банка России меняет цвет от желто-зеленого до красно-оранжевого.

Заметки о фальшивках

Деньги стали подделывать сразу, как только они появились. История чеканки монет и печатания банкнот - это история постоянной борьбы с подделками. Чем более искусными становились фальшивомонетчики, тем более хитроумные средства защиты придумывали государственные мастера.

Древнейший из известных законов о подделке денег - закон Корнелия о подделке завещаний и монет - был принят в IV веке до н. э. В Германии в XII веке владельцу фальшивой монеты, если он не мог доказать законность ее приобретения, проще говоря, если он не мог убедительно свалить изготовление фальшивки на кого-нибудь другого, отрубали большой палец, а могли и четвертовать. В средневековой Франции за подделку денег отрубали руку, а во времена Людовика IX (1262 г.) приговаривали к повешению с конфискацией имущества в пользу казны. В Бретани примерно в это же время фальшивомонетчиков варили живьем.

В России жуликов такого рода не любили не только официальные власти, но и население. Например, известно, что в Новгороде в 1462 году народ утопил в Волхове нескольких пойманных за руку мошенников, обвиненных в изготовлении фальшивых монет. В "Уложении", принятом в 1649 году в правление царя Алексея Михайловича, было записано, что тем денежным мастерам, которые решатся на самостоятельное изготовление медных и оловянных денег или станут прибавлять в серебро медь, олово либо свинец, расплавленным свинцом зальют горло.

По законам, принятым в царствование Петра Великого, за перемену чекана монеты или внесение в сплав менее ценного металла мастеру грозила смерть, а за уменьшение веса монеты - ссылка на галеры. Указом от 1711 года в Российской империи впервые было введено наказание за недонесение о фальшивой монете. Причем такое же, как и самим фальшивомонетчикам.

Впрочем, изготовлением фальшивых денег баловались далеко не только "кустари-одиночки". Выпуск фальшивых банкнот часто использовали для ослабления экономики противника воюющие страны. Так, готовясь к войне с Россией, Наполеон открыл в пригороде Парижа фабрику по изготовлению фальшивых русских ассигнаций. Размах акции был весьма и весьма серьезным. Уже после войны русское правительство изъяло из обращения фальшивые 25 и 50 - рублевые купюры французского производства на общую сумму 70 млн. рублей - эта цифра сравнима с половиной всех затрат России на Отечественную войну.

Куда большую известность получила диверсия, организованная немцами в начале Второй мировой войны. Осенью 1939 года они наладили производство английских и американских дензнаков. Для этого в Грюневальде (пригород Берлина) создали специальную строго засекреченную типографию. Начиная с лета 1942 года английские банкноты стали печатать в концентрационном лагере Заксенхаузен. До февраля 1945 года немцы успели изготовить более 134 тысяч фальшивых купюр. Здесь же были напечатаны в большом количестве и фальшивые югославские облигации, лиры и динары и даже несколько тысяч купюр достоинством в 100 долларов.

В настоящее время государственные органы, по всей видимости, не занимаются подделкой чужой валюты, а вот деятельность "частников" остается реальной опасностью.

По данным интерпола, который осуществляет сейчас координацию международных усилий по борьбе с фальшивомонетничеством, чаще других подделывают доллары США (80% подделок в мире), марки Германии, франки Франции, фунты стерлингов Англии и шведские кроны.

Наши отечественные фальшивомонетчики подделывают в основном доллары, но не забывают и о родных рублях. Разумеется, серьезные мастера своего дела давно уже не рисуют деньги перышком, а используют самые современные полиграфические методы. Около 44% фальшивых банкнот выполнено методом плоской офсетной печати, чуть меньше - 41,6% - капельно-струйной печатью, около 14,4% - методом цветной электрографии и лишь 0,4% всей массы подделок относится к кустарным изделиям. Подделки иногда выполнены столь искусно, что даже специалисту с первого взгляда трудно определить подлинность купюры.

 

Hosted by uCoz